Отделение теории музыки

Преподаватели отделения теории музыки

Руководит отделением Заслуженный работник культуры РФ, заместитель директора по научно-методической работе Тамара Ивановна Савушкина

Отделение теории музыки было открыто в 1972 году. Первые преподаватели - Рогнеда Ивановна Одинец, выпускница Московской государственной консерватории, композитор, и Тамара Александровна Пироженко Т, которая после окончания Уральской государственной консерватории им. М.П.Мусоргского в 1971 году приехала в только что открывшееся в Озерске (тогда Челябинск-65) музыкальное училище. В 1973 году на отделении стали работать Тамара Ивановна Савушкина (УГК), Светлана Павловна Лисицына, Людмила Семеновна Потаенкова (1948-1999 г.). С открытием нового отделения в училище пришли Елена Владимировна Михайлова (УГК), Галина Болиславовна Голубева (Новосибирская государственная консерватория). Второе поколение преподавателей составили первые выпускники отделения: Людмила Витальевна Величко (Российская академия музыки им. Гнесиных), Наталья Николаевна Мокрова, а позднее - Анна Валентиновна Дейнега и Марина Николаевна Вырва (УГК). Обе впоследствии успешно обучались в аспирантуре. Сегодня отделение укомплектовано семью штатными преподавателями, шесть из которых имеют высшую квалификационную категорию.

Отделение обеспечивает подготовку специалистов по специальности 073002 "Теория музыки" квалификации "Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин и ритмики". С 2011 года для студентов открываются новые и интересные перспективы образования, связанные с углубленной подготовкой специалистов по организации музыкально-просветительской и концертной деятельности творческих коллективов, а также корреспондентской деятельностью в средствах массовой информации сферы музыкальной культуры (музыкальная журналистика). Теперь наряду с педагогической, методической работой выпускники теоретического отделения могут реализовать себя и в качестве руководителя творческого коллектива, организатора лекторско-концертной работы в социо-культурной среде: это образовательные и концертные учреждения, студии звукозаписи и т.д. Они получают возможность работать в СМИ (радио, телевидение), публиковать в печатных средствах массовой информации материалы аналитического, информационного, критического, просветительского содержания; могут выполнять функции редактора и корректора в издательстве.

Учебный процесс насыщен лекционными и индивидуальными занятиями. Образовательные программы постоянно обновляются и совершенствуются. За последние годы введены новые курсы: "Русская духовная музыка", "Основы джазовой гармонии", "Основы композиции", "История гармонии" и т.д. Преподавателей теоретического отделения отличают высокий профессионализм, креативность и способность воспринимать требования и достижения современной действительности. Уроки по теоретическим дисциплинам проводятся в компьютерном классе, Часто используется форма презентации темы. Активно осуществляется интеграция общеобразовательных и специальных дисциплин на основе курсов зарубежной и русской музыкальной литературы, литературы, истории России, теории музыки и математики. Интересно проведены уроки по темам: "Подвиг Ивана Сусанина" - с углубленным изучением исторических событий литературного первоисточника и оперы М.И.Глинки; "Борис Годунов", "Поход князя Игоря; "Царская невеста, "5-я симфония Шостаковича в свете 1937 года", "Художественная культура России 1 половины 19 века" и другие.

Преподаватели разрабатывают и издают учебные пособия, фонохрестоматии по музыкальной литературе, аудио- и видеотеки, сценарии творческих олимпиад по сольфеджио и музыкальной литературе для учащихся ДМШ и ДШИ Североуральского региона Челябинской области. Активное участие принимают в научно - практических и теоретических конференциях разного уровня (Международного, Всероссийского, областного).

Активно заявили о себе и студенты, участвуя в Свиридовских чтениях в г. Курске, Международных Ассамблеях в г. Магнитогорске, в конкурсах студенческих работ в г. Екатеринбурге и т.д. Многие имеют публикации в ВУЗовских сборниках. Их работы получили высокую оценку, что подтверждается документами: рецензиями, отзывами, дипломами, информацией по Всероссийскому радио. Наши студенты получают возможность углубленного прохождения педагогической практики по сольфеджио, музыкальной литературе, ритмике в детской музыкальной школе художественно-эстетического отделения колледжа искусств, совершенствуя формы работы на уроках и реализуя теоретические положения на практике. Кроме того, они ежегодно участвуют в мероприятиях, ставшими обязательными в их профессиональном развитии:
- олимпиада по элементарной теории музыки;
- коллоквиум по смежным видам искусств;
- конкурс на лучшую лекцию;
- викторина по популярной классической музыке;
- открытая защита курсовых работ (в рамках деятельности научного студенческого общества);
- отчеты - презентации "Новости музыкальной культуры";
- собрания педагогического кружка;
- выпуск стенгазеты "СайтКультура".

Традиционными и любимыми на отделении стали вечера посвящения в теоретики, Это доказывает, что чувство юмора - важнейшее профессиональное качество музыковеда. Многие годы в колледже и городе проводятся творческие конкурсы композиторов на лучшее сочинение. Обычно они приурочены к важным событиям в жизни города и страны. Студенты сочиняют песни, инструментальные и вокальные композиции и представляют их на суд слушателей. Как правило, все студенческие работы получают престижные места.

Преподаватели теоретического отделения совместно с коллегами-исполнителями и студентами ведут постоянную, систематическую концертно-лекторскую просветительскую работу в колледже и городе - ее масштаб отражен в программе "Академия музыкально-эстетического просвещения". Подлинным центром культурно-художественной жизни города на протяжении более четверти века являются еженедельные концерты "Музыкальные среды". Проект "Городская филармония" стал победителем городского конкурса социальных проектов в номинации "Возродим культурные традиции".

В течение 10 лет преподаватели отделения реализовали уникальный проект "Озерск музыкальный" на радио и в периодической печати. Создана авторская программа, ставшая лауреатом городского конкурса журналистов "Мой город - мой дом". Таким образом педагоги создают творческую атмосферу в колледже и городе.

Мы гордимся своими выпускниками: Трусова Ирина - народная артистка России, солистка Омского музыкального театра; Коблик Павел - оперный режиссер Свердловского академического театра оперы и балета, руководитель Оперной студии Уральской государственной консерватории; Мохнаткина Татьяна - директор ДШИ г.Трехгорный; Луценко Юрий - музыкант (г.Москва); Сальникова Наталья - начальник Управления культуры Администрации Озерского городского округа; Каменская Елена - директор ДШИ п. Новогорный; Кононенко Елена - руководитель отдела по связям с общественностью Газпрома и т.д. Особую гордость и уважение заслуживают преподаватели колледжа, продолжающие традиции нашего учебного заведения.

Знания, полученные в процессе образования, дают возможность выпускникам реализовать себя в самых разных отраслях. Станут ли они в дальнейшем учеными - музыковедами или выберут иной путь - как знать, но о времени, проведенном в колледже, они вспоминают с любовью и благодарностью.

О научно-теоретической конференции

Юлия Гаттарова

"ПОЭТ ЖИЗНИ СЕРДЦА…"

В 2010 году мировая культурная общественность отмечает знаменательную дату — 200-летие со Дня рождения польского композитора Фридерика Шопена. Он родился в сложные для его малой Родины времена, объединил и примирил в своем творчестве европейские и славянские традиции, открыл для просвещенных европейцев музыкальные богатства польского национального искусства. Его юбилей становится сегодня совершенно особым и необычайно актуальным событием, не только привлекающим внимание профессиональных музыкантов к прекрасной музыке Шопена, но и силой глубоко человечного, открытого для общего понимания искусства объединяющим людей разных наций и политических убеждений. Свой вклад в празднование юбилея великого польского музыканта — исполнителя, композитора, педагога — внес Озерский колледж искусств, на базе которого состоялось уже два масштабных мероприятия, посвященных Шопену. Первое из них — региональный конкурс юных пианистов, состоявшийся в марте 2010 года. Второе — научно-теоретическая конференция для студентов колледжа и учащихся школ города и области, прошедшая в минувшую субботу, 17 апреля.

Пожалуй, впервые многостороннее исследовательское обсуждение глубинных особенностей музыкального мира Ф. Шопена вышло за пределы внутренней жизни одного учебного заведения и, уже, — за пределы жизни теоретического отделения колледжа. В конференции приняли участие студенты не только отделения теории музыки, но и студенты фортепианного отделения, выступившие теперь уже не в исполнительском, а в исследовательском качестве. Кроме того, с докладами выступили учащиеся ДМШ №1 и №2 г. Озерска, а также ДШИ г. Верхний Уфалей. Особенно приятно отметить, что учащиеся из школы г. Верхний Уфалей #151 Дамир Загитов и Елена Сулейменова #151 осваивают игру на народных музыкальных инструментах, а, следовательно, с музыкой Шопена сталкиваются значительно реже, чем пианисты; но и они при помощи своего преподавателя по музыкальной литературе С.В. Трубкиной подготовили интересные сообщения о его творчестве.

Доклады участников охватили масштабный круг проблем, связанных с творчеством польского композитора, — страницы биографии в связи с политической ситуацией в Польше в 30-е г.г. XIX века, жанровое многообразие творчества, характерные черты исполнительского, педагогического стиля, черты музыкального языка Шопена. Особенный интерес вызвал доклад ученицы ДМШ №2 г. Озерска Юлии Гаттаровой (научные руководители Подольская О.В. и Якупова Е.Е.), посвященный различным конкурсам им. Шопена; в докладе были использованы видеоматериалы, интервью участников конкурсов, а также "живая" музыкальная иллюстрация — дипломант озерского конкурса пианистов Полина Стариченко исполнила Прелюдию №4 Ф. Шопена. Ученик 7-ого класса ДМШ №1 Максим Свербиус (научный руководитель Л.К. Артамкина) с большой увлеченностью и вдохновением рассказал о популярном сочинении Шопена — Фантазии-экспромте, а в заключение доклада исполнил это виртуозное сочинение. Ярким живописным оформлением и масштабностью отличалось сообщение ученика 7-ого класса ХЭО ОКИ Ивана Комельских (научный руководитель С.П. Лисицына) о семантике тональностей в цикле Прелюдий Шопена ор.28. Блок серьезных содержательных исследовательских работ был посвящен этому необычному циклу миниатюр, созданному в зрелый период творческой деятельности композитора. Вопрос драматургии цикла был убедительно и нетрадиционно раскрыт студенткой II курса ТО Ириной Шамановой (научный руководитель Г.Б. Голубева), особенности гармонического языка Прелюдий рассмотрела студентка IV курса ТО Анастасия Токарева (научный руководитель Л.В. Величко). Студенты фортепианного отделения под руководством преподавателя по музыкальной литературе А.В. Дейнега подготовили ряд интереснейших сообщений, посвященных жанрам экспромта, скерцо и полонеза у Шопена, а также параллелям между музыкой Шопена и поэтическим творчеством Бориса Пастернака. Вопросы музыкальной педагогики польского композитора были рассмотрены студентами под руководством преподавателя, лауреата регионального конкурса И.М. Борейко.

Существенной особенностью большинства выступлений было обязательное звучание сочинений Шопена, исполняемой самими докладчиками или иллюстраторами. На мой взгляд, это было не только большим достоинством докладов и моментом разнообразия среди изобилия непростых исследовательских текстов, но и выражением совершенно естественной и необходимой потребности слышать и черпать вдохновение из того удивительного источника красоты и гармонии, которым является музыка польского композитора.

В заключение конференции организатор и руководитель мероприятия Заслуженный работник культуры РФ, заместитель директора по научно-методической работе Тамара Ивановна Савушкина выразила огромную благодарность участникам и их руководителям за проявленный интерес и творческую активность. Все материалы конференции будут опубликованы; выход сборника ожидается в конце учебного года.

Музыковед Марина Вырва

Сайт управляется системой uCoz